Библиотека — Архангельский литературный музей подготовила цифровое мероприятие ко дню рождения писателя-земляка Федора Александровича Абрамова «Фёдор Абрамов: судьба и творчество».
Фёдор Абрамов – писатель, публицист, литературовед, один из наиболее ярких представителей «деревенской прозы», значительного направления советской литературы 60-80-х годов. В видеопрезентации рассказывается о важных моментах жизни писателя, о лучших и главных его произведениях, о его убеждениях и размышлениях.
Фёдор Александрович Абрамов родился 29 февраля 1920 года в деревне Веркола Пинежского уезда Архангельской губернии в большой многодетной семье, рано оставшейся без отца. Неутомимый крестьянский труд с его тяготами и радостями был с детства ему знаком.
С отличием закончив школу, он поступил на филологический факультет Ленинградского университета. В годы Великой Отечественной войны ушёл добровольцем в народное ополчение защищать Ленинград, дважды был ранен. Затем служил заместителем политрука роты запасного стрелкового полка, далее направлен следователем в контрразведку «Смерш». А после Победы продолжил обучение в университете, поступил в аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию. Параллельно с преподавательской деятельностью занялся творчеством.
Первый роман Абрамова «Братья и сёстры» вышел в свет в 1958 году, позднее это произведение даст название целому циклу, в который войдут ещё три романа: «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья» и «Дом».
По охвату событий, по глубине и сложности проблематики, по многообразию характеров тетралогия Фёдора Абрамова встает вровень с книгами Льва Толстого и Михаила Шолохова.
Объединенные общими героями и местом действия в северном селе Пекашино эти книги повествуют о тридцатилетней судьбе русского северного крестьянства. Более двадцати пяти лет создавалась тетралогия. Постепенно автор вместе с героями обретал мудрость, вглядываясь в судьбу страны, народа и человека, искал ответы на мучительные вопросы.
Работу над крупными произведениями Абрамов сочетал с написанием небольших рассказов и повестей. В них тоже – не только скорбь и плач о России, но и поиски истины, выявление здоровых сил нации. О том – лучшие повести: «Вокруг да около» (1963), «Пелагея» (1969), «Алька» (1972), «Деревянные кони» (1970), «Мамониха» (1980), неопубликованная при жизни «Поездка в прошлое», незавершенная повесть «Кто он?». Заслуга Абрамова в том, что он широко ввел в литературу людей неприметного, непоказного, «будничного» героизма, который, по его словам, «ещё мало понят и оценен нами».
Абрамов постоянно внушал себе и читателям: мы не бессильны. Каждый из нас может противостоять злу словом, делом, добротой, чистотой помыслов и устремлений. «Любое дело начинается с человека и кончается им». Поэтому созидание души человеческой, укоренение таких древних, но вечно животворных качеств, «как совесть, доброта, сочувствие, милосердие, жалость», должны стать первоочередной задачей общества и самовоспитания каждого человека.
Умер Фёдор Абрамов 14 мая 1983 г. в Ленинграде. Похоронен в Верколе. Творческая жизнь большого писателя не оборвалась с его безвременным уходом. Голос его звучит и сегодня в переиздаваемых книгах, в статьях и монографиях о нём.
Информацию по мероприятиям Библиотеки-Архангельского литературного музея можно получить по телефону: 656959 или в обсуждении сообщества: https://vk.com/topic-210070922_49361155.