Обзор журнала Никиты Михалкова «Свой»

Уважаемые читатели!

В Центральную городскую библиотеку имени Ломоносова поступил очередной октябрьский номер журнала «Свой». Это именной журнал, журнал для просвещенного консерватора, посвященный обсуждению значимых событий в культуре, искусстве, светской жизни России. Издание — ежемесячное приложение к газете «Культура».

Темы журнальных публикаций могут быть самыми разными, но объединяет их одно — забота о сохранении традиционных культурных ценностей таких, как история страны и ее отдельных городов, судьбы людей, святыни православной церкви, литература и театр, живопись и архитектура, музыка и кино, традиционные русские игры и развлечения, кухня. Объем журнала невелик — 48 страниц в мягкой обложке. Может быть этим объясняется емкость и содержательность опубликованных статей.

Свою точку зрения на политические и культурные события высказывают на страницах журнала специалисты различных отраслей знания. Авторами статей в журнале выступают известные ученые, журналисты, историки, литераторы, искусствоведы.

Императрицы Анонс некоторых публикаций напечатан на обложке. Каждый номер открывается вводной статьей Никиты Михалкова «Слово издателя». Например, в сентябрьском номере за 2014 год вышел в разгар правительственного кризиса на Украине. Н. Михалков размышляет об общей истории России и Украины: «Из украинских детей, штудировавших учебники истории, написанные с определенным прицелом, вырос народ, для которого этот прицел стал оптическим. А ствол ружейный направлен в своего же брата». Автор размышляет, каким же должен быть общий учебник истории братских, когда-то, славянских народов?

В журнале публикуются статьи Валерия Шамбарова, российского инженера, писателя и публициста, режиссёра, сценариста, кандидата технических наук. Тема его статей — история российского трона, Гражданская войны, история христианства. Мартовский номер за 2015 год посвящен женщинам. Рубрика «Корона российской империи» отрывает историю Дома Романовых. В статье В. Шамбарова «От матушки до матушки» — история прихода к власти дочери Петра I Елизаветы, а затем — Екатерины. Обе царицы дерзнули взять власть, опираясь на военных, получили поддержку, выступив против засилья чужеземцев в России (с.6—9).

Андрей Самохин, журналист, редактор отдела науки, образования, религии газеты «Культура», в этом же мартовском номере пишет об Екатерине Дашковой, успешно возглавлявшей Петербургскую академию наук. Дашкова первой из русских женщин без царских атрибутов стала политиком, писателем, просветителем и государственным управленцем (с.10-13).

ПрилунениеПубликации Андрея Самохина посвящены не только историческим личностям, но и событиям недавнего прошлого. В рубрике «Ретроспектива» Андрей Самохин пишет о космических событиях 1960-х гг., когда шла космическая гонка за первенство на Луне между СССР и США. После десятков неудачных попыток мягких прилунений на естественный спутник Земли, наконец-то — успех! «При касании планетной тверди два эластичных баллона, зажавшие внутри себя „алсик“ (АЛС, или „алсик“, как ласково звали ее разработчики), отстрелилась большим упругим мячом. Попрыгав, этот почти стокилограммовый „пушбол“ успокоился. и тогда по программе спустя четыре минуты сработал пирозамок, разъединивший две его половинки. Утренние лучи торжественно блеснули на металле шарика, раскрывшего, как невиданный цветок, свои лепестки-антенны. Четыре антенн усика выдвинулись из гнезд, нацелясь на огромную голубую планету…» За семь сеансов связи общей продолжительностью более восьми часов на Землю были переданы панорамы лунного ландшафта при разных углах Солнца над горизонтом. Всего 11150 ТВ-снимков. Статья «Наша сторона Луны» в февральском номере за 2016 го, с. 32–35.

Russia missiles

Нельзя отрицать тот факт, что Государство должно быть надежно защищено. Статьи о вооруженных силах, их истории и выдающихся военных печатаются в рубриках «Наука побеждать» и «Служу России». Русская воля к сопротивлению в любой ситуации, неотвратимость всесокрушающих ответных мер на вторжение охлаждали носителей горячих голов за рубежом и в самое беспросветное для нашей страны время. Статья «Щит и меч» из декабрьского номера за 2019 год посвящена ракетным войскам стратегического назначения. То, что ракеты выйдут на первый план как средство военного удара при наступлении и обороне, многим приходило в голову еще в 30-е годы. Мечты о космических путешествиях и поэтические заметки о прилунениях уступили место реальным политическим противоборствам между системами. Ядерная гонка затмила все остальные задачи. Бомбардировки ВВС США японских городов Хиросимы и Нагасаки ускорили принятие решения. 13 мая 1946 года Совмин принял принципиальное Постановление № 1017-419 «Вопросы реактивного вооружения». Вставшие на дежурство в подземных шахтах, мобильные ракетные комплексы — решающих фактор сдерживания Третьей мировой войны. В статье — рассказ об истории войск, командующих, подготовке кадров ракетчиков, характеристика ракеты.

Рубрика «Русский гений» рассказывает об ученых. Ксения Воротынцева, постоянный автор журнала, назвала статью «Доброе сияние разума». Статья о физиологе Иване Петровиче Павлове, первом русском нобелевском лауреате, авторе понятий, связанных с условными и безусловными рефлексами. Материал опубликован в сентябрьском номере за 2014 год и посвящен 165-летию со дня рождению ученого. Толчком к выбору профессии стал несчастный случай, произошедший с Ваней Павловым в детстве. Вопреки воле отца, Иван поступил и успешно окончил естественное отделение физико-математического отделения Императорского Санкт-Петербургского университета. В студенческие годы подрабатывал репетиторством. Беспомощного в быту Ивана опекал старший брат Дмитрий: покупал ему одежду, готовил еду. Дмитрий, как и остальные братья, получил хорошее образование и стал адъюнкт-профессором химии, ассистентом Менделеева. В статье опубликованы фотографии академика Ивана Петровича Павлова за хирургическим столом с ассистентами, с битами от любимой им игры в городки, в кругу семьи. Сейчас его именем назван НИИ экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге, а в Рязани в мемориальном доме хранятся его любимые городошные фигуры «Куча», «Бабка в окошке», «Звезда». Ученый отличался отменным здоровьем. Он говорил: «Не пейте вина, не огорчайте сердце табачищем — и проживете, столько жил Тициан» (с. 14–18).

Продолжает этот номер рассказ о городошном спорте, которым так увлекался великий физиолог. Среди любителей городков — не только Иван Павлов, но и Александр Суворов, Лев Толстой, Максим Горький, Федор Шаляпин. Опубликовано интервью с президентом московской Федерации городошного спорта Алексеем Челышевым. В конце статьи — схема построения фигур для сбивания, их названия. Рубрика «Забавы молодецкие» (с. 19–21).

Николай лесковРубрика «Родное слово» традиционная. В ней — публикации о писателях и поэтах-юбилярах, рассказы о журналистах. В год 205-летия со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова в октябрьском номере журнала за 2019 год (с. 14–17) Евгений Тростин разместил статью «Еще неведомый избранник», а февральский номер за 2016 год порадовал читателей беседой о Николае Лескове Льва Аннинского и Дарьи Ефремовой. Статья так и называется «Лев Аннинский: «Лучше у Лескова то, что дважды два — пять». Журналист, литературовед вспоминает слова Максима Горького: «Страдая избытком веры при недостатке любви уважения к человеку, люди плохо поняли Лескова… Он любил Русь, всю, какова она есть, со всеми нелепостями ее древнего быта», мучительной любовью, которая требует всех сил и ничего не дает взамен. Вот только после этой «защиты» Максима Горького Лесков стал возвращаться в литературу, как знаток русской души, как человек, который может объяснить, где и каким образом сворачивать на непредсказуемом русском пути (с. 24–26).

В год 75-летия Победы в августовском номере за 2020 год — статья о Давиде Самойлове в рубрике «Литфонд». Это один из поэтов-фронтовиков, чье имя ассоциируется с войной, наряду с такими поэтами, как Юлия Друнина, Эдуард Асадов, Константин Симонов, Николай Старшинов, Алексей Фатьянов, Александр Твардовский. Его незабываемые строки, стали девизом молодых, ушедших в страшные сороковые:

«А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный».

Стихотворение, фрагмент из которого опубликован, так и называется «Сороковые». Об ответственности за то, что происходит, писал и его друг, собрат по перу Юрий Левитанский. Статья о Давиде Самойлове «И война меня не убила…» на страницах 30–32).

У дверей школыВ рубрике «Символ веры» отражается история православной церкви и ее святынь, а рубрика «Другие берега» рассказывает о соотечественниках, живущих за границей, но хранящих традиции родной земли. Юрий Коваленко в Париже побеседовал с потомком легендарных Рюриковичей — Никитой Лобановым-Ростовским. Во времена Ивана Грозного предки Никиты Лобанова-Ростовского княжили в Ростове Великом. Сам потомок княжеского рода занимался во Франции предпринимательством. Но смыслом его жизни стало коллекционирование произведений искусства. Часть своей коллекции, более тысячи гравюр, картин, изделий из фарфора, он подарил музею «Ростовский Кремль». Коллекционер говорит: «Мой долг перед знаменитым родом заключается в том, чтобы служить России, с которой я по-прежнему связан» (публикация в номере за июнь 2014 года, с. 30-31).

Материалы о русских художниках печатаются в рубрике «Великие реалисты». В декабрьском номера за 2018 год статья «Картины счастливого детства» рассказывает о необычной судьбе Сергея Богданова-Бельского. Его картины «Устный счет», «У дверей школы» с глубоким пониманием и любовью изображают деревенских детей. Одинаково талантливо он писал также представителей дома Романовых. Наставником Богданова-Бельского в Академии художеств был И. Е. Репин. Невероятная популярность художника объяснялась не только талантом, но и удачей. Публикация содержит факты авантюрной биографии и иллюстрации картин художника (с. 31–35).

В ноябрьском номера журнала за 2018 год статья, посвященная 140-летию Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина. Художник, так же, как и Сергей Богданов-Бельский, состоял в обществе «Мир искусств». Его произведения современниками и потомками воспринимается неоднозначно. Одни называли мастера новейшим декадентом, даже дураком, другие, как Репин, восхищались. О себе художник говорил «авантюрист, снедаемый любопытством к жизни». Именно кураж и любознательность позволили сыну сапожника стать одним из ключевых отечественных художников XX века (с. 31–37).

Поклонников отечественного кино ждет рубрика «Стоп-кадр». Автор большинства публикаций о кино — кинокритик Николай Ирин. «Не только Анискин», так нзывается статья о Михаиле Жарове в октябрьском номере за 2019 год (с. 38–43). Борису Бабочкину посвящена публикация «В плену у Чапаева» в январском номере за 2019 год (с. 44–47). «Дело Баталова» об известном театральном и киноактере в номере за ноябрь 2018 года (с. 42–47). Талантливому режиссеру и актеру Сергею Бондарчуку Николай Ирин посвятил статью в сентябрьском номера за 2020 год. Она названа «Войны и миры Сергея Бондарчука» (с. 42–47).

В журнале «Свой» печатаются обзоры книг, материалы о музыке и музыкантах, народных художественно-декоративных промыслах, история спорта и судьбы спортсменов. Рубрика «Трапезная» собирает рецепты русской кухни, многие названия которых мы сегодня и не помним. Рубрика завершает номер каждого журнала. Старинные рецепты собрал для нас автор Максим Сырников. Посмотрите, как поэтично автор назвал свои публикации: «Караси по Чехову» (майский номер за 2018 год), «Квасной патриотизм» (июньский номер за 2014 год), «В одежке без застежки» (ноябрьский номер 2018 года), «По старому завету» (в журнале за январь 2019 года), «Едим по-графски» (октябрьский номер за 2019 год). Каждая «вкусная» публикация предваряется литературной строчкой, в которой упоминается блюдо номера.

В журнале найдется материал, который отвечал бы разнообразным вкусам наших читателей. Газета «Культура» и журнал «Свой» с 2014 года доступны для вас в читальном зале библиотеки.

Справки и подробности по телефону 28-57-13.

Запинить
Поделиться
Поделиться
Отправить
Поделиться

Страница опубликована: 10:35, 15 октября, 2020
Текущая редакция страницы от: 11:18, 4 июля, 2024