Библиографы Центральной городской библиотеки им. М. В. Ломоносова подготовили книжную выставку «Первые над Арктикой». Выставка познакомит читателей с интереснейшей биографией Я. Нагурского, морского лётчика Российского императорского военно-воздушного флота, гидроавиатора, первого в мире полярного лётчика, с полетами в Арктику, исследованием арктических земель. Привлечет внимание статья Б. М. Егорова «Летал ли Писахов на самолете?», иллюстрированная рисунками архангельского художника, на которых изображен самолет Нагурского во время арктических экспедиций.
110 лет назад, 21 августа 1914 года, военный летчик Ян Нагурский вместе с матросом-механиком Евгением Кузнецовым, взлетев на гидросамолете с Новой Земли, совершили первый в мировой истории полёт над арктическими льдами. Эта дата считается днём рождения полярной авиации.
Бывают такие люди, биография которых, без всяких преувеличений, похожа на приключенческий роман. На десять лет Нагурский опередил удачные полеты швейцарца Миттельгольцера в 1923 г. к берегам Шпицбергена, а также облет русским пилотом Б. Г. Чухновским на поплавковом самолете «Юнкерс-20» Новой Земли. Нагурский летал на авиэтке, весившей всего 450 кг, «вслепую», без знания метеоусловий на трассе, лишенный возможности связаться с землей с помощью рации. Мощность двигателя его машины составляла всего лишь 80 лошадиных сил: любой порыв ветра мог опрокинуть самолет в Баренцево море или бросить на скалы. Авиация только зарождалась, пилоты не имели специального обмундирования для полетов в условиях крайнего севера, не существовало даже закрытых кабин в конструкциях самолетов того времени. Это были не полеты, это были вызовы суровой полярной природе, настоящий подвиг на грани безумия, шаг навстречу реальной смертельной опасности.
Целью полетов Нагурского был поиск пропавших без вести русских арктических экспедиций В. А. Русанова, Г. Л. Брусилова и Г. Я. Седова. Нагурскому предстояло обследовать с воздуха район побережья Новой Земли от Крестовой губы до полуострова Панкратьева. Самолёт был собран Нагурским и Кузнецовым на берегу Новой Земли у становища Ольгинского при помощи членов экипажа «Печоры». Работа была трудной. Температура днём достигала +1 °C, однако ночью падала ниже нуля. Сборка заняла два дня.
Всего Нагурский совершил 5 длительных разведывательных полётов. Несмотря на то, что никаких следов пропавших экспедиций с воздуха обнаружить не удалось, Нагурский внёс существенные коррективы в существовавшие карты, а также смог предоставлять сопровождающим судам информацию о состоянии льда по маршруту движения — то есть впервые выполнил функции ледовой разведки.
Подробности можно узнать по телефону: 8(8182) 28-57-13 или в группе в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/arhcgb.